Университеты и устойчивое развитие: приоритеты, вызовы и возможности

Эксперты Вышки приняли участие в обсуждении вклада российских университетов в достижение целей устойчивого развития и формирование ESG-повестки в России.

Университеты и устойчивое развитие: приоритеты, вызовы и возможности

Фото: рейтинговое агентство RAEX

Концепция устойчивого развития как подхода к развитию экономики, социальной сферы, науки и образования активно развивается в последние десятилетия. Важной вехой для создания российской модели устойчивого развития стала публикация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года, определяющего национальные цели развития России на перспективу до 2036 года. При этом как бизнес, так и представители академической среды в России в значительной мере продолжают опираться на международные стандарты и подходы к устойчивому развитию, в том числе в части оценки результатов и подготовки отчетов.

Работа конференции «Университеты и устойчивое развитие: международная повестка и национальные цели России», организованной 4 декабря 2024 года рейтинговым агентством RAEX, была сосредоточена на обсуждении задач, которые решают российские университеты для достижения целей устойчивого развития, вызовов, с которыми они сталкиваются, а также «историй успеха» и лучших практик. Конференция стала не только площадкой для дискуссии, но и важным этапом подготовки к формированию национальной экосистемы оценки устойчивого развития в академической среде в России.

НИУ ВШЭ является одним из ведущих центров компетенций в области устойчивого развития в России, что подтверждается лидерством среди российских университетов в международном рейтинге QS Sustainability. Представители Вышки внесли вклад в обсуждение всех вопросов, поставленных перед участниками конференции. Директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центра) Высшей школы бизнеса Анна Веселова в рамках пленарной сессии обсудила с коллегами из университетов и бизнеса вопросы подготовки управленцев, способных внедрять принципы устойчивого развития и осуществлять ESG трансформацию с учетом специфических вызовов, стоящих перед российскими компаниями. Рассказав о проектной работе по решению задач устойчивого развития в интересах российских компаний, в которую ESG-центр активно вовлекает студентов, Анна Веселова отметила важность обратной связи от бизнеса для актуализации образовательных программ с учетом наиболее востребованных навыков и компетенций.

Тему подготовки кадров для экономики устойчивого развития продолжил в своем выступлении Николай Куричев, декан факультета географии и геоинформационных технологий, рассказав о своем опыте обучения специалистов по низкоуглеродному развитию и подчеркнув важность активного вовлечения бизнеса как в формирование требований к таким специалистам, так и непосредственно в обучение студентов.

В рамках секции, посвященной лучшим практикам российских университетов в области устойчивого развития и формированию национального ESG-рейтинга, выступили представители блока по стратегическому развитию НИУ ВШЭ. Рассказывая об инициативах Вышки по достижению целей устойчивого развития, заместитель проректора по стратегическому развитию Наталья Ватолкина отметила важность открытости для обеспечения эффективной коммуникации со всеми стейкхолдерами университета. Руководитель проектной группы Константин Попов поделился опытом Дирекции программы развития по созданию портала об устойчивом развитии в Вышке, аккумулирующего информацию об инициативах в образовании, науке и других сферах деятельности университета и призванного стать «точкой входа» для поиска партнеров и единомышленников. В заключении эксперты представили свое видение процесса формирования ESG-рейтинга университетов с учетом национальных целей развития России.

Ватолкина Наталья Шамилевна

Наталья Ватолкина

Для Высшей школы экономики следование принципам устойчивого развития традиционно является приоритетом. Мы считаем, что эта деятельность не может рассматриваться в отрыве от национальных целей развития и существующие подходы к оценке достижений университетов в области устойчивого развития должны это учитывать. Надеемся, что разрабатываемый национальный рейтинг университетов в области устойчивого развития позволит объективно оценить вклад университетов в решение задач социального и экономического развития, экологической устойчивости России.